Творчество барда-профессора Владимира Шинкарука

В семье медицинских работников 19 августа 1954 появился на свет сын. Тогда его семья жила в Вчерайшем Ружинского района. С 1958 по 1967 семья Шинкаруков живет на территории Хмельницкой области, но впоследствии оседает в городке Красное возле Андрушевки. В 1971 году Шинкарук окончил десять классов в местной средней школе и начал работу директора здания культуры при Червоновском сахарном комбинате. Во время школьных лет увлекался спортом, литературой и музыкой. Как многие юноши, долго не мог определиться, чему он посвятит свою жизнь. Далее на zhytomyr-trend.

После аварии на Чернобыльской АЭС стремился утешить и вдохновить своим творчеством пострадавших и ликвидаторов.

Ориентировался на бардовское творчество Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Булата Окуджавы. Увлекался музыкой групп «Битлз», «Дорз», «Красные гитары», «Омега», «Песняры», музыкантов Энрико Масиаса, Чеслава Немана.

До получения звания «Заслуженный работник культуры» Владимир Федорович воспринимал музыку как любительское увлечение, но с этого времени понял, насколько ярко его «любительское» творчество.

Бард-профессор имел знаменитых родственников. Известный журналист Борис Шинкарук – старший брат барда. Ирина Шинкарук, украинская певица и телеведущая — дочь Владимира Федоровича.

2010 года у художника нот диагностировали онкоболезнь. Началась борьба против болезни за жизнь. Владимир Фёдорович перенес две операции. 6 декабря 2014 года музыкант присоединился к большинству.

Образование барда

1971 года неудачно пытался поступить в Киевский университет, а в 1972 года поступает на филфаке Житомирского педагогического института им. Франко. После завершения учебы начал работать на кафедре русской и зарубежной литературы. Затем Шинкарука призвали в армию. 

Во время военной службы Владимир Федорович попадает в ансамбль танцев и пения Прикарпатского военного округа: сказались увлечения, навыки и образование.

После демобилизации Шинкарук вступает в аспирантуру Киевского педагогического института им. Максима Горького. Но Владимира больше интересовало его развитие как композитора-барда и поэта, поэтому он чаще посещал программу «Телевизионный клуб авторской песни», чем встречи со своим научным руководителем профессором Иваном Круком.

Как ни странно, Владимир Федорович окончил всего два класса музыкальной школы. Преимущественно навыки музыканта получил самостоятельно. Сам овладел нотной грамотой и игрой на разных музыкальных инструментах, увлекался эстрадной и народной музыкой.

Карьера и должности Шинкарука

Первая официальная работа Шинкарука – директор клуба. Эта работа дала понимание образовательно-культурной работы и навыки организатора, пригодившегося во время военной службы. В его карьерном списке были должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора Житомирского государственного и Киевского национального университета культуры и искусств.

Исследовательская деятельность

Как исследователя, Шинкарука интересовала история литературы и искусства, литературного краеведения. Владимир Фёдорович наработал около 60 статей. Шинкарук автор серьезного научного труда библиографического справочника «Літературна Житомирщина». Плодотворным было сотрудничество с литературоведом Петром Белоусом — вместе они написали учебные справочники «Давня лiтература. Практикум” (2003), “Українська література. XI-XVIII ст. Практикум” (2006).

Творческая сокровищница

Бард-профессор стал членом Национального союза писателей. Публиковал произведения в журналах «Киев», «Перец», «Днепр». Его поэтические произведения собраны в пять книг: «Moderato синих сумерек» (1994), «На расстоянии ночи» (1996), «Перелетные дожди» (1999), «Перекресток разлук» (2004), «Колыбельная для осени» ( 2009). Шинкарук также писал прозу: в его наследии есть «Рассказы (2003 года) и «Нестандартный подход» (2006 года).

Также Владимир Шинкарук занимался озвучиванием аудиокниг «Тренер» и «В тени солнца».

Его творческое музыкальное наследие собрано в два магнитных альбома (два альбома «Дом для души» 1998 и 2001 годов) и шесть компакт-дисков («Дом для души» 2002 года, «Цвет тишины» 2007 года, «Перекоты-НЕБО» 2009 года) , «Шестиструнный дождь» 2010 года, «Прислушиваюсь к сердцу» 2013 года, «Дороже крови» 2013 года).

Признание

Побеждал как композитор и певец на разных музыкально-творческих фестивалях и конкурсах. Композицию «Свеча», которую написал Шинкарук, признали лучшей песней Международного конкурса молодых исполнителей украинской эстрадной песни им. Владимир Ивасюк в Черновцах. Фестиваль «Голос Азии» также принес барду венец лучшей песни — за композицию «Лунный оберег». 1986 года профессор-бард становится лауреатом областной премии М. Шпака.

В 1991 году профессор получает почетное звание «Заслуженного работника культуры Украины».

Давал концерты в Украине, Польше, Словакии, Венгрии, Германии, Франции, США… Также Шинкарук был режиссером и ведущим гастрольного турне «Червоной руты» по странам Европы.

2011 года художнику нот присвоили звание почетного гражданина Житомира.

Барда приглашали быть ведущим или судьей на разных художественных смаганиях, например, «Студенческие струны». Вел масштабные общественные мероприятия в Киеве по случаю государственных праздников.

Символы, закованные между струны

В творческом наследии барда есть юмористические произведения («Все замечательно, товарищ министр»), интимной тематики («Шукаю змісту»), патриотической и исторической тематики (“Небесна сотня”, “Балада тридцять третього”), философской («Хай кажуть”, “Думки без рим”) и т.д.

Творчество автора трудно втиснуть в какой-то жанр, даже поэтическое. Стихотворение “У кожного ліхтаря” краткостью и наполненностью содержанием больше похоже на японскую поэзию, а стихотворение «Человеческая комедия» состоит только из существительных, которые, как верстовые камни, отсекают человеческую жизнь.

В стихотворении «Прислухаюся до серця» лирический герой констатирует текучесть жизни и времени — герой извиняется перед летом, предающим осенью, от которой уйдет к зиме.

Метафора, кажется, была излюбленным художественным средством барда. Часто прибегал к игре слов и звуков, например, в поэзии-диптихе «Граючись словами».

В стихотворении “Тополя” автор перекликается с поэзией Шевченко. Свое произведение даже уподобляет языковому стилю романтизма — удлиненные формы слов, использование архаических слов. Стихотворение «Чорні круки» уподоблено казацкой думе — параллелизм, как основное художественное средство, глагольные рифмы.

Произведения, достойные внимания

Конечно, каждое произведение автора стоит внимания, но в этом перечне будут самые яркие произведения, которые можно оценить за несколько минут.

Среди песен философская композиция «П’ятидесята зупинка», полесско-пейзажная «Гімн Житомира» — песни стоит послушать, чтобы оценить, как автор мог укутать в атмосферу слушателя.

Поэзия «Ніч, як вино перестояне, згіркла» не имеет глубоких смыслов, но это здесь хочется смаковать каждый образ.

Стихотворение «У кожного ліхтаря» настолько коротко, что производит впечатление, будто его придумали для расписки ручки или скороговорки. Но смысл в нем очень концентрированный.

«Ненаукові спостереження» — это небольшие метафорические поэтические зарисовки, немного философии, немного юмора.

Деятельность Владимира Шинкарука — незаурядная. Ему удалось соединить в себе таланты поэта и музыканта, настойчивость профессора.

Comments

.,.,.,.