Жизненный и творческий путь режиссера Бабиченко Дмитрия

Человечество своеобразно помнит художественные произведения и их творцов. Если роман или стихотворение, скорее всего, имеет всеми признанного автора, то в кино очень часто одеяло внимания перетягивают на себя актеры. В мультипликации режиссеру еще сложнее и малоизвестнее — в нашем пространстве мультипликационные фильмы не воспринимаются чем-то серьезным, поэтому и авторов, несмотря на огромный труд во время съемок, публика не учитывает и не воспринимает. Давайте полистаем страницы жизни продуктивного мультипликатора, уроженца Житомира Дмитрия Наумовича Бабиченко. Далее на zhytomyr-trend.

Жизнеописание

Мастер кино родился 17 мая 1901 в Житомире, тогда еще в центре Волынской губернии.

Получил Высшее художественное образование в Институте пластических искусств в Киеве (сейчас – Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры). Начал свою карьеру как художник карикатур и агитплакатов в изданиях Киева, а затем в Москве. Работал в «Союзкино», «Союзмультфильме», «Экране».

Коллеги отзывались о нем, как о жизнерадостном, веселом человеке; если человек производил хорошее впечатление, мог помочь с устройством на работу, используя профессиональное признание.

Его жена Тамара Ивановна пользовалась авторитетом в глазах художника. Как вспоминали его знакомые, он беспрекословно исполнял слова жены, любил семью и животных. Уже во взрослом возрасте их сын Андрей погиб во время пьянки. Это подкосило семью, но пара справилась с бедой и продолжили развиваться.

30 июля 1991 года в Москве мультипликатор присоединился к большинству.

Профессиональный рост

Современники описывали его как человека в постоянных поисках. Ярче всего проявился как режиссер мультипликационных экранизаций сказок. Начинает работу художником мультипликации на кинофабриках «Союзкино» и советско-германской киностудии «Межрабпомфильм» (название происходит от «Международная помощь рабочим»).

В течение 1969-75 годов работает режиссером и творческим руководителем студии мультипликации при «Экране».

В первые десятилетия мультипликации фильмы и мультфильмы не различались на “для взрослых” или “для детей”: подобного продукта было не так много, так что разными фильмами с восторгом удивлялись и большие, и маленькие.

Творческое наследие

Самые известные его работы в области пропагандистических плакатов за 1920-30-е: «Позор рабочим, получающим зарплату в черной кассе!», «Чем чище зерно, тем лучше урожай», в 1934 году совместно с художником Сутеевым написал плакат комедии «Веселые ребята»,в 1956 году создал постер к фильму «Миллион в мешке».

Дмитрий Наумович дебютирует в мультипликации 1934  года как сорежиссер мультфильма «Клякса в Арктике». Нырнув в мультипликацию с головой, Бабиченко развил жанр мультфильма-плаката. Яркие особенности картины «Любимые герои» (1940), которая вышла по случаю двадцатилетия советской киноиндустрии, даже опережали время! Она имеет четкие черты постмодернизма (юмор, интертекст), который разовьется уже во ІІ половине XIX в.

Его работы в этой области отличаются резкостью прорисовки. Пропаганда не давала возможности изображать врага не только привлекательным, а вообще похожим на что-то человеческое. Но некоторые произведения пропаганды достойны внимания как плод творчества, где меткие метафоры создавали юмористический эффект.

После второй мировой мультипликатор пытается развиваться в области мультфильма-сказки. Наследие Бабченко пополняют экранизации инонациональных сказок.

Сказки-мультфильмы Бабченко имеют немного легкого и даже едва заметного черного юмора (например, предфинальная сцена из “Братьев Лю”). Прорисовка этих фильмов действительно имеет шарм сказочности, что сильно контрастирует с его довоенным творчеством.

В сотрудничестве с Ивановым-Вано создают «Приключения Буратино» (1959 год).

Дмитрий Наумович работает не только с рисованными фильмами, но и с кукольными («Приключения Пифа», «Осторожные козлы»).

Особенности работы и приспособительство

Художника обвиняли в приспособленчестве. Мы не можем утверждать, насколько искренне мультипликатор верил в коммунистические идеи и сколько у него было информации, чтобы опровергнуть для себя пропаганду. А то, что он перепрофилировался с художника пропаганды на мультипликатора сказок, не обязательно демонстрирует его идейно-профессиональный компромисс, подобный тому, что делали писатели, когда меняли специальность на переводческую.

В условиях государственной монополии на все области жизни искусство стало инструментом пропаганды, хотя и пыталось именно воспитать. Некоторые мультфильмы наглядно иллюстрировали о важности торговли («В Африке жарко»), работе над собой («Первая скрипка»), борьбе за добро и взаимопомощи («Братья Лю»).

В наследии Дмитрия Наумовича, кроме обычных плакатов, есть даже мультфильмы-плакаты, то есть откровенно пропагандистские мультфильмы. Если «Любимые герои» имеют неплохую идею и даже художественное значение, то «Били, бьем, будем бить» (1941) одно из самых слабых его произведений — очевидно, времени было не так много. 

Также стоит внимания его труд “Журнал политсатиры №1” (1938), где критиковали международную политику. Бабиченко создал сюжет об обороноспособности «Четыре заявления». Конечно, поскольку этот проект реализовали на государственном финансировании сатира плавно обтекала Советский союз.

Возьмем три картины, которые режиссировал Бабиченко: «Волк и олень» (1950), «Валидуб» (1952) и «Братья Лю» (1953). Мультфильм «Волк и олень» снят по мотивам эстонской народной сказки, «Валидуб» — чешской, «Братья Лю» — на основе китайского фольклора. Для понимания внезапного интереса к мотивам чужих культур нужно обратить внимание на политическую карту мира: недавно завершилась Вторая мировая война, большинство стран современной восточной и центральной Европы были включены в СССР или стали новоиспеченными союзниками-заложниками, в Азии с помощью коммунистической Москвы утвердились китайцы-коммунисты . Новые сдвиги в геополитике требовали новых пропагандистических механизмов, а сказки — отличный способ. Сказки — простые произведения, с четким определением добро-зло, часто с странствующими сюжетами прекрасно подходят для формирования образа “братского славянам китайского пролетариата”.

Во всяком случае, то, что эти сказки сохранились для последующих поколений и превратились в мультфильмы, — это хорошо для мировой культуры.

Оценка творчества

Его творчество развилось в привычном для СССР стиле «социалистического реализма», хотя некоторые работы имеют признаки футуризма и постмодерна. В своих работах автор пытается разграничить добро и зло, убедить зрителя, что добро всегда побеждает, проиллюстрировать важность труда и его пользу.

Как отмечал Евгений Мигунов, режиссер неравноценно распределял «симпатию». Это можно заметить как в прописывании персонажей, так и в прорисовке кадров. Например, в мультфильме «Братья Лю» есть динамические кадры движений животных, но, как ни странно, некоторые кадры с людьми производят впечатление, будто люди «деревянные».

Работы мультипликатора получили знаки отличия: «Маленький Шего» и «Первая скрипка» получают дипломы на фестивалях в Венеции. «Миллион в мешке», «Привет друзьям», «Приключения Буратино» получают призовые премии среди мультфильмов на кинофестивале в Минске.

В связи со спецификой работы режиссера, его фамилия забыта. При этом его имя и вклад заслуживают внимания и переосмысления.

Размах покоренных жанров художника таков: плакат, агитационный мультфильм-плакат, рисованные и кукольные мультфильмы. Каждый жанр имел свои рамки допустимого творчества, поэтому Бабиченко проявлялся по-разному.

С большинством произведений режиссера можно ознакомиться в YouTube.

Comments

.,.,.,.